Несколько советов по выбору микрофона.

…следует учитывать как всю совокупность его технических характеристик, так и условия применения, поэтому конкретные рекомендации дать довольно трудно1

Однако общие правила выбора микрофона все же существуют.

Ненаправленный микрофон можно применять в сильно заглушенном помещении. Его же следует использовать для передачи общей акустической обстановки при многоканальной записи для системы документирования (стенографирования) мероприятий.

Односторонне направленный микрофон с характеристикой типа «кардиоида» желательно применять в помещении с большим количеством звуковых отражений (что характерно практически для всех конференцзалов). Применяют его и в том случае, когда в помещение, проникают посторонние шумы (например: кондиционеры, вентиляторы системных блоков, плазменных панелей и т. п.).

Микрофон следует устанавливать тыльной стороной к источнику звуковых помех. Такой микрофон рекомендуется использовать при широком фронте размещения участников.

Этот микрофон применяют при многоканальной записи для четкого разделения групп участников, а также при размещении участников близко к микрофону, чтобы снизить низкочастотные искажения, присущие в этом случае ненаправленному и двусторонне направленному микрофонам.

Двусторонне направленный микрофон с диаграммой типа «восьмерка» следует применять в заглушенном помещении, когда необходимо увеличить относительный уровень переотраженных сигналов, а также при записи отдельных участников для выделения низких частот в условиях близкого размещения (у микрофона).

Используют такой микрофон и в том случае, когда необходимо отстроиться от направленных источников шума.

Для этого микрофон ориентируют зоной нулевой чувствительности к источнику шума. Двусторонне направленный микрофон, сориентированный в горизонтальном направлении, оказывается полезным для ослабления звуковых волн, отраженных от пола, потолка и боковых стен помещения.

Это позволяет применить акустическую обработку только двух стен: за участником мероприятия и напротив него.

Стоячие волны.

В помещениях с жесткими параллельными ограничивающими поверхностями (полупустых комнатах с необработанными в акустическом отношении стенами) могут возникнуть так называемые стоячие волны.

Стоячие волны представляют собой собственные колебания в объемном резонаторе, в роли которого выступает помещение с недостаточным затуханием звуковых колебаний.

Частоты стоячих волн связаны с размерами помещения.

Собственные акустические колебания возникают на частотах, при которых тот или иной размер помещения оказывается кратным половине длины волны.

В прямоугольном помещении возможно одновременное существование множества стоячих волн кратных частот (мод колебаний). Скорость распространения звука составляет около 330 м/с, поэтому вдоль того измерения помещения, которое составляет, например, 3 м, возникнут собственные акустические колебания с частотами 55, 110, 165 Гц, и т. д.

Наибольшей интенсивностью характеризуются самые низкочастотные моды. По мере увеличения частот собственных колебаний их амплитуды уменьшаются.

Поэтому в помещении, имеющем большие высоту, ширину и длину, стоячие волны проявляют себя слабее, ведь частоты наиболее интенсивных мод оказываются ниже нижней границы частотного диапазона микрофона. Влияние стоячих волн заключается в искажении спектрального состава усиливаемого сигнала.

В различных точках помещения амплитуды собственных резонансных частот оказываются различными, поэтому тембр одного и того же источника звука зависит отточки расположения микрофона. Особенно сильно резонансные свойства помещения и неравномерность частотной характеристики микрофона проявляются тогда, когда источник звука формирует широкополосный сигнал, способный возбудить колебания практически на любых резонансных частотах.

При усилении речи может происходить неестественное подчеркивание свистящих и шипящих согласных: с, х, т, ц, щ.

При усилении с нескольких микрофонов необходимо заботиться об их фазировании: сигналы с микрофонов не должны попадать в тракт в противо-фазе, т. к. это может привести к взаимной их компенсации вплоть до полного исчезновения.

Без заметного искажения тембра, вызванного интерференцией прямого и отраженного сигналов, микрофон можно приближать к какой-либо отражающей поверхности на расстояние, составляющее величину не менее 1—1,5 м.

Несколько общих правил.

Все усилия по повышению качества передачи речи могут оказаться напрасными, если не соблюдать очевидных правил.

Одной из распространенных ошибок является ручное использование микрофона. Его можно считать оправданным только при трансляции (усилении) голоса участника, находящегося в движении или при интервью.

Ручное использование микрофона требует большого опыта.

Наблюдая по телевизору депутатов, едва ли не жонглирующих микрофоном, знайте, что в большинстве случаев вы слышите не «живое» исполнение, а фонограмму, записанную с других микрофонов.

Большинство участников мероприятий, получивших в руки микрофон, не умеют правильно им пользоваться.

Наиболее частыми ошибками являются использование микрофона на слишком близком расстоянии, излишне резкие и ненужные движения им, движение пальцев, охватывающих микрофон.

В крайнем случае, с этим можно смириться при однократном «живом» прослушивании, но никак не во время сеанса записи для стенограммы.

Микрофон следует надежно закрепить на стойке с «журавлем», ножки которой также должны быть снабжены амортизаторами, предотвращающими воздействие на микрофон помех (ударов, вибрации), распространяющихся по стенам и полу помещения.

Сигнальный кабель должен быть экранированным, соединения должны быть надежными, рядом с кабелем не должны располагаться источники помех.

Примечания:
1 (обратно к тексту)  …по материалам фирмы «Shure»… и группы «РАСТР»

Технологии и оборудование для информационно-звукового обеспечения

Информационно-аналитический проект «Технологии и оборудование для информационно-звукового обеспечения»
Internet & PR agency: http://www.ksys.ru, http://www.pactp.com, http://www.pactp.ru
Tel./Fax: +7 (095) 7576558 · Tel.: +7 (095) 7403654
Mail: pactp@kaluga.ru и skb@ksys.ru
© © 1997–2003 РАСТР
ТарусаМоскваТверьКалугаС-ПетербургКрасногорск–Н-Новгород–Ижевск–Уфа–Бийск–Киев–Зеленоград

Проект в стадии тестирования Notepad & My Hands Notepad & My Hands